Такая женственная деталь гардероба – корсет — считается самым парадоксальным и противоречивым предметом женского гардероба.
На протяжении многих веков врачи категорически запрещали его носить женщинам потому, что он калечил тело. Но дамы и слышать не хотели медицинских рекомендаций по одной причине – в корсете они выглядели очень эффектно. Ведь красота требует жертв, и, как показала история, совершенно реальных и серьезных.
Пояса и доспехи
Корсеты в том виде, в каком мы привыкли их видеть, появились в XVI веке. Но были у них и древние прародители. Первое упоминание о корсете датируется 2500 г. до.н.э. Древний народ, населявший острова Эгейского моря, придумал одежду с поясами из грубой кожи. Причем, эта одежда была унисекс – женщины ее надевали для того, чтобы казаться стройнее и выше, а мужчины — чтобы не пострадать в бою от стрелы противника.
Носили такие пояса и в Древней Греции. А чтобы они были еще крепче, внутрь вставляли деревянные бруски или металлические пластины. Гречанки особым способом обматывались в плотную ткань, благодаря чему грудь казалась пышнее. Такие же повязки позже носили и римлянки.
И только в XII веке эти плотные повязки женщины сменили на одежду очень сложного кроя на шнуровке, расположенной по бокам, спереди и сзади. В такую одежду вставляли железные или деревянные пластины, которые стягивали тело от самой шеи и до низа живота, делая спину прямой, живот плоским, а осанку королевской. Конструкция была сложной, дорогой, и позволить себе такую покупку могли только состоятельные дамы. В то время корсеты были очень популярны у мужчин – дерево и металл, вшитые в подкладку, защищали тело в бою.
Орудие пыток
Так и никак иначе назвали позже корсеты, придуманные, вероятнее всего, в Испании. В начале XVI века испанцы считали, что идеальное женское тело не должно иметь округлостей, и для этого решили заточить его в ажурный металл. Чтобы корсет плотно садился по фигуре, его стягивали болтами, а чтобы кожа хоть немного дышала, оставляли в металле прорези.
Позже корсеты начали шить из ткани, но вставляли в них слоновую кость, китовый ус или рог, которые почти так же, как и металл, калечили тело. Девушки стремились к идеалу, однажды кем-то придуманному – 33 см в талии – и просили своих служанок, не жалея сил, стягивать жесткую конструкцию.
Бездумные старания сделать талию тоньше имели для многих плачевные последствия: уменьшался объем легких, деформировались внутренние органы, ребра находили одно на другое, из-за чего женщины постоянно испытывали нестерпимую боль. В 1581 году в одной из церквей Парижа молодая дама скончалась прямо во время своего бракосочетания – уж слишком сильно был стянут корсет под свадебным платьем. А еще часто ношение его становилось причиной выкидыша. Ведь дамы, даже находясь в интересном положении, старались до последнего прятать животик.
Постепенно корсет из простого предмета гардероба становится предметом интимным, который разрешалось видеть только избранным кавалерам. Чтобы доставить им удовольствие и внести изюминку пусть и в мимолетные отношения, корсет начинают украшать. Так, на его центральной косточке – «планшетке» – появляются эротические рисунки или надписи. За возможность увидеть на корсете возлюбленной Амура, сердца, горящие огнем или пронзенные стрелой, мужчины готовы были многое отдать.
Весь XVI век придворная знать носила жесткие корсеты – им полагалось всегда держать спину прямо. О высоком положении человека в обществе могла сказать его идеальная осанка, поэтому над ней начинали работать уже в раннем детстве. Так, на девочек надевали корсеты уже в два года. Носили их и мальчишки лет до 6.
Минутная передышка
В XVIII веке врачи начали бить тревогу, требуя от женщин отказаться от этого безжалостного предмета гардероба. Сначала взрослые одумались и сняли корсеты с детей, а потом уже начали и на себе ослаблять шнуровку. Историки моды говорят, что первыми от жестких корсетов отказались француженки. Они заменили их на жилеты, подбитые ватой. Причем, это было сделано не тайно – официально при дворе разрешалось перестать носить жесткие корсеты тем, кому ходить в них было не по силам.
Полностью отказались от корсетов после Великой Французской революции – тогда была дана свобода во всем, в том числе и в одежде. На смену корсетам пришли платья с завышенной талией, но это продлилось недолго. Уж слишком непривычной и неприличной была для многих такая одежда. В обществе даже складывали стишки, высмеивающие это новое направление моды. Но появление платьев с высокой талией положило начало другой модной тенденции, актуальной до сих пор – мужчины стали больше обращать внимание не на женскую талию, а на грудь. А значит, теперь корсеты должны были ее подчеркивать и поднимать.
Триумфальное возвращение
Казалось, что женщины, однажды отказавшись от жестких корсетов, никогда к ним не вернутся, но нет! В начале XIX века, после наполеоновских войн вновь в моду вошли корсеты на костях. Они делали фигуру похожей на латинскую букву S: осиная талия, бедра назад, грудь вперед. Аристократия вновь пришла к выводу, что ходить без корсета приличной женщине непозволительно. Поэтому ни одна порядочная дама не то, что в обществе – даже на улице не могла появиться без корсета. И еще целый век эта тенденция не менялась.
Простые дамы носили белые корсеты, а вот французские куртизанки отдавали предпочтение цветному атласу и шелку. Это было смело, вызывающе, но очень нравилось состоятельным господам. Женщины не слишком строгого поведения надевали корсеты, расписанные сложными узорами, щедро облитые духами, расшитые парчой, украшенные перьями или кружевами.
Музейный экспонат
Но вскоре корсет перестанет говорить о том, строгих или не очень правил придерживается его обладательница. Все активнее становилось феминистское движение. Его идеологи утверждали, что женское тело, созданное свободным, не должно томиться в стальных «модных оковах». И со временем корсет начинают носить не для искусственного моделирования фигуры, а в медицинских целях. Причем носили их не молодые девушки, а дамы в летах, начавшие горбиться под грузом прожитых лет.
В 1905 году женщины понимают: как же это хорошо – носить легкие платья, которые не душат вас. А после Первой Мировой войны дамы начинают активно трудиться дома и выходят на работу. На фабриках и в конторах было крайне неудобно работать в корсетах – идеальной одеждой становятся свободные юбки и комбинезоны.
Конечно, корсет, без сомнения, очень эффектная и сексуальная деталь гардероба. Сейчас периодически он вновь и вновь завоевывает сердца модниц. Мы уже забыли об ужасах утягивающих до неестественных размеров талию железных монстрах. Сейчас наши корсеты – это игривое нижнее белье или интересный аксессуар, который надевается с джинсами, юбками и т.п.
Мы уже не утягиваем талию так, что невозможно дышать. К чему? Мы просто эффектно моделируем нашу фигуру. Ведь плотная ткань корсета с вшитыми косточками позволяет создать такой красивый изящный силуэт, совершенно не насилуя тело.
Так что, давайте не будем прятать далеко в шкаф старый добрый корсет, а посмотрим на него по-новому. А он уж нам подскажет интересные идеи для нашего волшебного эффектного гардероба.
Добавить комментарий