Правильно ее имя пишется Изадора Данкан. Урожденная Дора Энджела Дункан.
Она начала танцевать, по ее собственным словам, еще в животе своей матери. К моменту ее рождения родители развелись, отец ушел, оставив беременную жену с тремя детьми на произвол судьбы. Они были на грани нищеты. Мать настолько тяжело переживала развод, что считала, ее ребенок не может родиться нормальным. 27 мая 1877 года в Сан-Франциско родилась Айседора Дункан.
И впрямь жизнь ее была крайне необыкновенной.
Мать, чтобы как-то сводить концы с концами, постоянно работала. Айседору отдали в школу в пять лет, удачно скрыв ее возраст, так как у матери не было возможности за ней присматривать. Танцевать будущая великая танцовщица начала уже с малых лет и с сестрой давала уроки соседским ребятишкам. При этом классическому танцу она наотрез отказывалась учиться, так как движения в нем ей казались неестественными и искусственными. Она училась танцевать у моря, ветра, солнца. Она пыталась показать своим танцем картины, литературные произведения, явления природы, все, что видела вокруг себя.
В тринадцать лет Айседора бросила школу, посчитав, что школьное образование ей не нужно. И стала, опять удачно скрывая свой истинный возраст, давать частные уроки танцев.
В 18 лет, грезя о карьере танцовщицы, она уехала в Чикаго. Там она обошла всех антрепренеров, танцевала на светских мероприятиях. Ее танец признавали необычным, но манера танцевать в одежде наподобие греческого хитона тогда, в пуританской Америке, была не понята. На большую сцену ее выпускать опасались.
Разочаровавшись в родной Америке, с трудом накопив денег, Айседора вместе с матерью уехала в Лондон.
Там она приобрела хорошие связи в кругах богемы. Много выступала в аристократических салонах. Ее публикой в основном были люди искусства. Особого заработка эти выступления не приносили. Но, зато, ее своеобразный подход к танцевальному искусству заметили.
Но, даже в самые трудные времена, она никогда не соглашалась танцевать в варьете, берегла свой танец для сцены, которая будет его достойна.
Потом она уехала в Париж, где познакомилась с Александром Гроссом, импресарио, он первым предложил Айседоре контракт на выступления в театре «Урания» в Будапеште. Айседора за долгие годы выступлений в небольших салонах, стала считать, что ее танец подходит только для узкого круга зрителей, в чем и пыталась убедить Гросса. Но он уверил ее, что это не так. Будапештские гастроли Айседоры прошли с большим успехом и стали началом признания ее по всей Европе.
Айседора, как натура страстная, влюблялась много раз в своей жизни, правда, порой это были платонические романы. Во время венгерских гастролей Айседора познакомилась с Оскаром Бережи. В своих воспоминаниях она его называет Ромео. Это был очень бурный, но недолгий роман. Следующим избранником Айседоры стал Гордон Крэг, художник и режиссер, необычайно талантливым. Он безумно ревновал ее к сцене. Этот союз был обречен, потому что Айседора была слишком свободолюбива, слишком желала признания публики, и даже рождение дочери Дейдре не могло спасти их союз.
Следующей любовью Айседоры был Парис Юджин Зингер, миллионер, предложивший взять на содержание ее танцевальную школу. Зингер стал отцом второго ребенка Айседоры Патрика. Но однажды случилось страшное, в автокатастрофе погибли оба ребенка Айседоры и их няня. Дункан чуть не сошла с ума от горя, но Зингер не смог должным образом поддержать ее и ушел.
Позднее Айседора родила еще одного ребенка, но он прожил всего несколько часов. Потом, позже, уже имея свою танцевальную школу, она говорила, что считает своих учениц приемными дочерьми.
В 1921 годы Айседора получила письмо из России от наркома Луначарского, в котором он предлагал ей приехать и создать школу, чтобы обучать детей ее революционному танцу. Танцевальная школа — это то, о чем мечтала Айседора. Она пыталась организовать ее в каждой стране, в которой жила, но никто не хотел вкладываться в такое неприбыльное дело. Конечно же, она поехала в Россию, получила в свое распоряжение шикарный особняк. Но зимой топить его было нечем, а заниматься в холодном зале было невозможно.
Поэтому она стала в свободное время посещать богемные творческие вечера. И на одном из таких вечеров встретила своего будущего мужа, Сергея Есенина. Это был странный союз, она — уже немолодая, чуть располневшая сорокалетняя женщина, он — красавиц, хулиган, любимец дам. Она не говорила по-русски, он не имел никакого понятия о западной культуре. Они общались через переводчика. О них злословили, не понимали или удивленно молчали. Они ругались, мирились, их раздоры были достоянием общественности. Айседора повезла Есенина в Европу, как раз для этой поездки им и пришлось оформить брак, но ему не понравилось на Западе. А по приезде в Россию, он оставил жену.
Айседора уехала обратно в Париж. Но там она прожила уже недолго. В одно страшное утро в Ницце ее роскошный алый шарф обернулся вокруг колеса автомобиля и задушил Айседору.
Школа танцев, которую она оставила на свою приемную дочь Ирму просуществовала еще целых 20 лет.
Интересно, что Айседора Дункан была не просто танцовщицей, оттачивающей свое мастерство. У нее была идея появления нового человека, для которого танец будет естественным проявлением. Она считала, что танец — это язык души, в нем не должно быть неестественности, наигранности, того, что она видела в классическом танце. Она написала книгу «Танец будущего». Люди, описанные в книге, считали себя пророками.
«Я бежала из Европы от искусства, тесно связанного с коммерцией. Кокетливому, грациозному, но аффектированному жесту красивой женщины я предпочитаю движение существа горбатого, но одухотворенного внутренней идеей. Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Фраза «красота линий» сама по себе — абсурд. Линия только тогда красива, когда она направлена к прекрасной цели.»
Вот такая история жизни интересной личности. Основательнице нового течения в искусстве, основоположнице свободного танца. Возможно, Вы знаете еще подробности жизни этой женщины или у Вас есть фото или видео ее выступлений. Обязательно поделитесь в комментариях!
Очень интересная статья получилась! Трагическая жизнь талантливой женщины! Меня всегда восхищают люди, которые не боятся отстаивать свою точку зрения, а пойти против устоя в обществе на это вообще такая сила воли нужна! Спасибо за интересный материал и видео, раньше просто имя на слуху было видимо потому что она была женой Есенина. Получается Айседора Дункан была самоучкой?
Выходит так. Честно говоря, записи выступлений Айседоры сейчас вызывают улыбку у многих. Конечно, в наше время уровень танцевания совершенно не такой. Но Айседора была одной из первых, кто предложил новое в искусстве, хотя бы только поэтому мы не можем забыть о ней.